Легендарной актрисе, певице и танцовщице Народной артистке СССР Тамаре Ханум исполнилось 115 лет со дня рождения

Тамара Ханум – личность, чей масштаб не укладывается в привычный формат танцевального или вокального жанра. Её искусство настолько уникально и многогранно, а исполнительская манера так индивидуальна и неповторима, что и сегодня поклонники её творчества открывают для себя новые грани великой, поистине Народной артистки.Делая первые шаги на сцене, юная Тамара открывала своё сердце зрителю, покоряя его своей искренностью, заражая молодостью и задором. Народные узбекские танцы и песни, которые Тамара Ханум полюбила всей душой, обрели в исполнении талантливой артистки новую сценическую форму.
С огромной благодарностью Тамара Ханум всегда вспоминала своих наставников - Мухитдина Кари-Якубова, Уста Алима Камилова, Юсупа Кызыка Шкарджанова, Али Ардобуса… Это были целеустремлённые, влюблённые в искусство личности, романтики, посвятившие свою жизнь творчеству, просвещению и развитию вокального, музыкального и танцевального искусства. В первую очередь, у мастеров Тамара Ханум переняла стремление к познанию нового и отношению к труду как к созиданию.Одарённая от природы музыкальностью и пластикой, Тамара Ханум быстро усваивала уроки учителей. Её наблюдательность и стремление к совершенству позволяли ей в обыденных повседневных явлениях находить художественное начало. Наблюдая за трудовыми процессами, такими, как вышивка, Тамара Ханум преобразовывает обычный процесс в художественное действие - её выразительные руки, мимика убеждают зрителя в том, что в руках мастерицы с помощью настоящей иголки и нитки появляется витиеватая вышивка. Сочетая широту движений, присущих в большей степени площадным мужским танцам с нежностью и грациозностью танцев ичкари, Тамара Ханум закладывает основу сценического танца, в котором раскрывается вся красота и богатство узбекской танцевальной культуры.
Новый танец требует и обновлённого облика. Для того, чтобы подчеркнуть гибкость, пластичность, широту движения в танце, сохраняя аутентичность и самобытность народного одеяния, Тамара Ханум вносит некоторые изменения в сценический костюм. Она немного укорачивает, закрывающие кисти рукава, приоткрывает глухую горловину, поверх широкого платья надевает укороченный камзол, заменяет бытовую обувь на удобные сапожки или туфельки на каблучках.

В 1925 году Мухитдин Кари-Якубов и Тамара Ханум, как признанные мастера искусств Узбекистана едут в Париж в составе большой делегации артистов, для участия в концертах на Первой Всемирной выставке декоративного искусства. Эта первая поездка узбекских артистов в Европу, произвела фурор, перевернув представление европейцев о неизвестной им культуре Узбекистана - зрители были очарованы мелодиями и пришли в восторг от пленительного узбекского танца.
В Европе Мухитдин Кари-Якубов и Тамара Ханум, познакомились с европейским искусством, побывали в театрах, на концертах. Всё увиденное, обогатило художественную фантазию артистов. После учёбы в Москве и возвращения из-за границы Мухитдин Кари - Якубов завершает в апреле 1926 года создание «Первой узбекской Государственной Этнографической труппы» из двадцати человек с первой и единственной  женщиной-танцовщицей - Тамарой Ханум. Одной из задач Этнографической труппы было привлечь талантливую молодёжь - передать им богатейшее наследие, традиции, накопленные знания, а также развивать узбекское сценическое искусство. 
 Трудно было в те годы убедить женщину-узбечку вырваться из ичкари, сбросить паранджу и выступить с открытым лицом на сцене, но Тамара Ханум находила таких женщин. Её творчество вдохновляло и привлекало девушек на сцену. Так в студии в 1929 году при труппе, выросшей в «Узбекский государственный музыкальный театр», появились Мукаррам Тургунбаева, Розия Каримова, Халима Рахимова, Гавхар Петросова, Лиза-ханум Петросова и другие.
Основываясь на опыте поколений народных танцоров, используя достижения русской школы классического танца, Тамара Ханум и Уста Алим разрабатывают систему обучения узбекскому народному танцу. Они отбирают танцевальные ритмы и си­стематизируют порядок их прохождения от простых движений к сложным - составляют «урок» уз­бекского танца «Дойра дарс», который сегодня является основой обучения узбекскому танцу.
Понимая важность профессионального образования, Тамара Ханум является одним из инициаторов создания профессиональной балетной школы, которая открылась в 1933 году. В творческой биографии Тамары Ханум – работа в спектаклях музыкально-драматических театров Самарканда, Коканда, Андижана, участие в организации и работа в качестве балетмейстера, танцовщицы и педагога-репетитора Хорезмского областного музыкально-драматического театра ныне - имени Агахи в Ургенче. Тамара Ханум принимала непосредственное участие в постановке первых балетных спектаклей. Она являлась участницей строительства Большого Ферганского канала – пела и танцевала, поддерживая своим искусством строителей.

В 1935 году Тамара Ханум вновь едет в Европу с Уста Алимом Камиловым, Абдукадыром Исмаиловым, Тохтасыном Джалиловым. За создание и исполнение танца «Пилля» на I Всемирном фестивале народного танца, проведенном в Лондоне в 1935 году, Тамара Ханум получает золотую медаль, а виртуозное искусство Уста Алима вызвавшие восторг зрителей, вознаграждается ещё одной персональной медалью.
Совершенствуя своё мастерство, опираясь на опыт и знание своих наставников, Тамара Ханум совершенствует «Лапар», превращая этот жанр в настоящий мини-спектакль. Изучая песенный и танцевальный фольклор народов мира, талантливая артистка расширяет и обогащает свой репертуар. Её песенно-танцевальные миниатюры совершили настоящий переворот в искусстве. В её программах «Песни и танцы народов СССР» и «Песни и танцы народов мира» более 500 песен на 86 языках.
Из каждой гастрольной поездки артистка привозит восторженные отзывы, новые песни и танцы, пополняя свой репертуар. В каждом новом номере актриса находит яркие типические краски, жесты, интонации, присущие конкретной местности, отображая национальный характер.
Большое внимание Тамара Ханум уделяла костюму, который способствовал преображению исполнительницы в тот или иной образ. Тщательно обдумывая и прорабатывая каждую деталь, от обуви до головного убора, актриса стремилась создать психологический портрет своей героини.

Две легенды
«Сделать далекое близким, чужое - родным, непонятное - понят­ным — вот высокая задача художника, мастерски выполненная великой артисткой Тамарой Ханум и ее ансамблем на гастролях в Польше», - написал видный польский литературный критик Е. Курилюк
«Замечательный концерт Тамары Ханум прошел с огромным успехом. Правда, мы в Норвегии холодные, сдержанные, но перед Ханум мы не можем устоять. Как бы мы хотели оставить ее у себя навсегда!» - норвежский музыкальный критик Турбьерн Кнудсен.
«Тамаре Ханум мы благодарны за ее безграничную любовь к ин­дийцам и за изумительное исполнение индийских песен и танцев» — пишет индийский журналист Умеш Джоши.
«Тамара Ханум, ее искусство —это улыбка нашей мечты. Тамара — редкое явление в нашем искусстве и в искусстве вообще» Композитор Оскар Сандлер, автор песни «Украина и Узбекистан».

Отдельная тема в творчестве Тамары Ханум – ВОВ. В годы Великой Отечественной Войны в фонд обороны ансамбль Тамары Ханум перевёл средства от 1 000 концертов, были построены танк №77 и самолёт, на протяжении всех четырёх лет содержались 10 бойцов. Артисты давали по несколько концертов в день, на концертных площадках, в госпиталях, военных частях.
О творчестве Тамары Ханум великой артистке, прославившей на весь мир искусство Узбекистана написано немало книг, статей, снято два документальных фильма и множество телепередач. Её называли послом Мира, так как исполняя песни и танцы разных народов Тамара Ханум помогала понять и полюбить людям культуру других народов.
Многие костюмы, созданные как самой артисткой, так и подаренные Тамаре Ханум в знак уважения и восхищения её творчеством сейчас находятся в экспозиции дома-музея Тамары Ханум, где ежегодно проводятся памятные мероприятия, творческие вечера, посвящённые выдающейся артистке.

 
 Елена Кари-Якубова.

31-03-2021, 11:21 451 0
Оставить комментарий